Нужно-ли указывать реквизит ОГРН в тексте круглой печати?

В настоящее время в действующем законодательстве нет специальных норм, регламентирующих изготовление, учет и использование мастичных печатей. Регламентирован только порядок изготовления и применения печатей с изображением государственного герба РФ. Требования к таким печатям установлены ГОСТ Р 51511-2001 “Печати с воспроизведением государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования”(постановление Госстандарта России от 25.12.01 № 573-ст). Стандарт действует с 1 января 2003 года. 

Этим документом установлено, что гербовая печать, во-первых, должна быть круглая и определенных размеров. Во-вторых, на оттиске печати юридических лиц обязательно должен быть основной государственный регистрационный номер (ОГРН) (п. 3.5 ГОСТ) и ИНН (п. 3.4 ГОСТ). Если же гербовую печать использует лицо, не относящееся к категории юридических лиц (аппарат президента и правительства РФ), то в информационном поле печати реквизиты ИНН и ОГРН указывать не требуется.

Требования, обязывающие фирмы иметь печать, содержатся в отдельных законах о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц. Закон от 08.02.98 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” и Закон от 26.12.95 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”.    

             Так, закон об ООО (п. 5 ст. 2) требует, чтобы общества с ограниченной ответственностью имели круглую печать. Эта печать должна содержать адрес и полное фирменное наименование общества на русском языке и по желанию на любом другом языке, если это закреплено в Уставе. Аналогичное указание содержится и в пункте 7 статьи 2 закона об АО. Акционерное общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации, если это закреплено в Уставе АО.

Подобные требования содержатся и в федеральных законах от 14.11.02  161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», от 12.01.96  7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Поэтому унитарные предприятия и некоммерческие организации также должны обзавестись печатью. При этом отметим, что количество печатей, принадлежащих одному лицу, законом не ограничено. Также не запрещается наносить на печать и более полную информацию об организации. Общество вправе самостоятельно решать, иметь ли ему штампы со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации. А также самостоятельно определять их количество.

О применении печати организации на некоторых документах упоминается всего лишь в нескольких статьях Гражданского кодекса РФ. В данном случае имеются в виду статьи 160, 185, 338, 357, 913 ГК РФ. Но в этих статьях нет правовых норм, регулирующих правила изготовления и использования печатей. В свою очередь недочеты федерального законодательства в вопросах изготовления и практического использования печатей пытаются компенсировать региональные и муниципальные власти. Возможно, и сейчас есть регионы, где местные власти устанавливают свои правила оформления печатей. Например, в Москве действовал документ, предъявляющий требования к оттискам печати. Это Закон г. Москвы от 30.06.04 № 44 “Об учете печатей”, а также Положение по ведению городского реестра печатей (утв. приказом Московской регистрационной палаты от 18.06.03 № 61), которые были отменены в 2005 г. Согласно этим документам, фирмы и предприниматели в обязательном порядке должны были регистрировать оттиски своих печатей в Московском городском реестре печатей. При этом на оттиске обязательно должны быть указаны:

  • - полное наименование организации на русском языке с указанием организационно-правовой формы (ООО, ОАО, ЗАО и т.п.);
  • - местонахождение фирмы;
  • - реестровый номер печати;
  • - основной государственный регистрационный номер (ОГРН).

Именно поэтому налоговые инспекторы пытаются не принимать документы, заверенные печатью, на которой нет, например, реестрового номера печати или ОГРН.

Однако заметим, что ни в НК РФ, ни в Кодексе РФ об административных правонарушениях не предусмотрена ответственность за невнесение печати в реестр. Не предусмотрено этими кодексами и наказание за использование печати без наличия в ее информационном поле указанного реквизита. В соответствии со статьей 71 Конституции РФ гражданское законодательство относится к ведению Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы. Ни органы государственной власти субъектов РФ, ни тем более, муниципальные власти не вправе осуществлять правовое регулирование гражданских правоотношений. Это следует также из положений статьи 3 ГК РФ, согласно которой гражданские отношения регулируются федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

На этом основании печать организации по форме, размерам и отражаемой в ней информации должна соответствовать только федеральному законодательству. Требования иных нормативно-правовых актов относительно формы, размеров печатей и отражаемой информации не могут считаться законными.

Также неправомерно устанавливать на региональном или местном уровне обязанность организаций регистрировать печать  в специальном государственном или муниципальном органе или подавать сведения о печати в специальный реестр печатей. Регистрация печати, занесение сведений о ней в специальный реестр могут производиться только на добровольных началах, т. е. с согласия самой организации.

Вступивший в силу 1 июля 2003 года Федеральный закон от 27.12.02 № 184-ФЗ “О техническом регулировании”, на который Вы ссылаетесь, действительно определил рекомендательный характер государственных стандартов. Согласно этому документу, за органами исполнительной власти оставлено право издавать в сфере технического регулирования только акты рекомендательного характера (п. 3 ст. 4 закона № 184-ФЗ).

В соответствии с правилами ведения единого государственного реестра юридических лиц, пункт 8 (постановление Правительства РФ от 19.06.02 № 438), разработанными на основании Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, ОГРН должен указываться во всех документах юридического лица наряду с его наименованием. Аналогичное правило установлено и для индивидуальных предпринимателей (п. 14 правил ведения госреестра индивидуальных предпринимателей и представления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.03 №630). Однако, каких-либо упоминаний о печатях и штампах в тексте Закона нет. Закон не определяет способ указания и/или нанесения ОГРН в документах.  

- к началу-